Все о монгольских песчанках и других домашних питомцах

Фрейдистская критика

09.12.2020

В статье «Художник и фантазирование» (1908) Фрейд уже размышлял о том, как художник преодолевает наше сопротивление этому процессу, который иначе мы могли бы счесть солипсическим или попросту неприемлемым:

Он подкупает нас чисто формальной, то есть эстетической, привлекательностью, предлагаемой нам при изображении своих фантазий. Такую привлекательность, делающую возможным вместе с ней рождение большего удовольствия из глубоко залегающих психических источников, можно назвать заманивающей премией или предварительным удовольствием. <... > подлинное наслаждение от художественного произведения возникает из снятия напряженностей в нашей душе [цит. по пер. Р. Додельцева].

Рассмотрим некоторые (пред)посылки этих утверждений. Художник уклоняется от части «отказов», с которыми нам, прочим, приходится смиряться, и позволяет себе часть фантазий, от которых прочие должны воздерживаться. Но мы прощаем емуэти вольности по трем причинам:его вымыслы тем не менее отображают реальность; они рождены той же неудовлетворенностью, которую испытываем и мы сами; нас подкупает удовольствие от разрешения формальных напряженностей в произведении, открывающее нам доступ к удовольствию более глубокому — от разрешения наших собственных психических напряженностей. Отметим, что искусство, по Фрейду, берет начало в «отвращении» от реальности, а это значит, что оно по существу консервативно в отношении к общественному строю, будучи слабой эстетической компенсацией наших инстинктивных отказов. Возможно, в этом заключена еще одна причина недоверия Фрейда к модернизму, который, по его мнению, чаще всего не «сублимирует» инстинктивные энергии, не переносит их с сексуальных объектов на культурные формы, а идет в противоположном направлении — к «десублимации» культурных форм, открывающей их этим разрушительным силам.

Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Игровые автоматы в Вулкан Платинум ждут вас http://dettka.com/igrovye-avtomaty-v-vulkan-platinum/.